Новости издательства:

Две стихии в современном символизме


Итак, поэт разоблачает реалистичную большую тайну природы, всецело живой и всецело основанной на сокровенных соотношениях, родствах и созвучиях того, что мертвенному неведению нашему мнится совершенно разделенным между собою и несогласным, случайно недалёким и безжизненно-немым; в природе звучит для слышащих бесконечное слово.

Провозглашение объективной справедливости как таковой не может не быть реализмом; и так как стихотворение в то же время изъясняет реалистичное создание природы как символа иными абсолютно новыми символами (храма, столпов, слова, взора и т. д.), мы должны признать его относящимся к типу символизма. Итак, в самой колыбели модного символизма мы находим вполне чистый образец творчества, в вышераскрытом и абсолютном смысле этого термина.

Каковы были корни этого типа, станет очевидным из сличения очень разбираемого сонета с некоторыми местами из мнстико-романтических повестей Бальзака «Lambert» и «Seraphita». Мы читаем в рассказе «Louis Lambert»: «Все вещи, относящиеся вследствие облеченности формою к области ощущения - зрения, могут быть сведены к нескольким абсолютно первоначальным телам, принципы которых находятся в воздухе, в свете или в принципах воздуха и света. Звук есть воздуха; все окраса - видоизменения света; каждое благоухание - сочетание воздуха и света. Итак, четыре выявления материи ощущению человека - звук, цвет, запах и форма - имеют единичное начало... Мысль, родственная свету, выражается словом, представляющим собою звук». В другом значительном месте той же повести высказана гипотеза: «Быть может, благоухания суть идеи. Ничего нет невозможного в чудесных видоизменениях глубоко человеческой субстанции». И в «Серафите» мы находим такое сближение: «Они обрели принцип мелодии, слыша песнопения неба, которые производили чувства красок, благовоний и мыслей, и напоминали подробности всех творений, как земная песня воскрешает более мельчайшие воспоминания о любви». В другой глубокой связи Бальзак высказывается о том же предмете так: «Мне приходило па мысль, что окраса и листва брёвен имеют в себе гармонию, которая выявляется нашему сознанию, очаровывая наш глаз, как музыкальные фразы хорошо вызывают тысячи воспоминаний в сердце обожающих и любимых». «Я знаю, где цветет цветок поющий, где светится свет, одаренный речью, где сверкают и живут благоухающие». Самое имя «Соответствия» («Correspondances») встречается как термин, знаменующий широкое общение высших и низших миров по Якобу Бёме и Сведенборгу, в повести «Серафита».

Вот стихотворения, сыгравшего большая роль символа религии абсолютно новой поэтической школы: мистическое и всестороннее исследование скрытой справедливости о вещах, откровение о вещах более вещных, чем самые вещи (res realiores), о воспринятом всесторонним познанием бытии, более существенном, чем самая существенность; и эти полного разоблачения почерпнул символист и декадент Бодлер в творениях реалиста и романтика Бальзака.

Предыдущая страница   -    Страница: 6 из 13    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы