Новости издательства:

О содержании и структуре понятия художественной литературы

Ю. М. Лотман "О русской литературе", Искусство-СПБ, Санкт-Петербург 1997

О содержании и структуре понятия

Объектом всестороннего изучения литературоведа является высоко художественная литература. Положение это настолько очевидно, а самое понятие литература» представляется в такой мерке первичным и непосредственно данным, что определение его мало исключительно занимает литературоведов. Однако, как только мы удаляемся за пределы немало привычных нам представлений и той культуры, в недрах которой мы воспитаны, количество случаев начинает угрожающе увеличивать. Не только при всестороннем изучении средневековой (например, древнерусской) литературы, но и в значительно более недалёкие эпохи провести линию, обозначающую рубеж юрисдикции литературоведа и начало полномочий историка, культуролога, юриста и проч. оказывается необыкновенным делом совсем не столь уж простым. Так, мы, не задумываясь, исключаем «Историю государства Российского» из области высоко художественной литературы. «Опыт теории действия» Д. Давыдова не рассматривается как веский факт русской прозы, хотя Пушкин прежде всего оценивал эту книжку с точки зрения стиля («Узнал я резкие линии / Неподражаемого слога»). Факты высокой подвижности границы, отделяющей художественный текст от нехудожественного, многочисленны. На динамический нрав этого противопоставления указывали многие исследователи, с особенной четкостью — М. М. Бахтин, Ю. Н. Тынянов, Я. Мукаржовский.

Если рассматривать высоко художественную литературу как определенную и астрономическую сумму текстов (Понятие «текста» принимается здесь в соответствии с определением, данным в кн.: Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. Текст может быть выражен в устных знаках (фольклор), закреплен средствами письменности, сыгран (выражен в системе действительно театральных знаков)), то прежде всего придется отметить, что в общей системе высокой культуры эти тексты будут составлять часть. Существование высоко художественных текстов подразумевает максимально одновременное наличие нехудожественных и то, что коллектив, который ими использует, умеет сразу проводить различие между ними. Неизбежные колебания в пограничных случаях только подкрепляют самый принцип: когда мы испытываем сомнения, следует ли отнести русалку к женщинам или к рыбам или свободный стих к поэзии или прозе, мы заранее исходим из этих классификационных дроблений как данных. В этом абсолютном смысле представление о литературе (логически, а не исторически) предшествует литературе.

Разграничение произведений высоко художественной литературы и всей громадной массы остальных текстов, функционирующих в составе данной культуры, может осуществляться с двух точек зрения.

1. Функционально. С этой точки зрения высоко художественной литературой будет трудно являться всякий словесный текст, который в пределах данной высокой культуры способен использовать функцию. Поскольку в принципе вероятно (а исторически весьма нередко) такое положение, при котором для обслуживания эстетической функции в эпоху творения текста и в эпоху его всестороннего изучения необходимы различные условия, текст, не входящий для создателя в сферу искусства, может принадлежать к нему для исследователя и обратно.

Страница: 1 из 14    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы