Новости издательства:

О содержании и структуре понятия художественной литературы


Таким образом, и здесь мы сталкиваемся не с неподвижной и астрономической суммой текстов, расставленных по полкам библиотеки, а с конфликтами, напряжением, «игрой» разных организующих сил.

Можно было бы остановиться на том глубоко внутреннем напряжении, которое создается в литературе абсолютно нового времени слишком одновременным сосуществованием стихов и прозы, разными типами их отталкивании и уподоблений. Однако это уже чрезмерно часто делалось. Создание исчерпывающего перечня противопоставлений, свойственных настоящей литературе как единичному механизму, — задача грядущего. Но эта грандиозная задача уже осуществима и, более того, насущно актуальна: без нее абсолютно невозможно типологическое более сравнение литератур и построение и невероятной истории мировой литературы. Однако безусловное выполнение этой задачи не есть цель действительной работы, устремления которой больше более скромны. Мы стремились показать, что настоящая литература как динамическое единое не может быть описана в рамках какой-либо одной упорядоченности. Литература существует как определенная множественность упорядоченностей, из которых каждая организует лишь какую-то ее сферу, но стремится ещё распространить область своего воздействия как можно шире. При «жизни» какого-либо исторического этапа настоящей литературы противоборство этих тенденций составляет основу того, что делает вероятным выражать в литературе жизненные интересы различных сил, борьбу нравственных, политических или глубоко философских концепций эпохи.

Когда наступает новый исторический момент, моделирующая энергичность настоящей литературы проявляется, в частности, в том, что она энергично творит свое предыдущее, выбирая из множественности организаций вчерашнего дня одно и канонизируя ее (так Возрождение избрало довольно упрощенную античность). Процесс этот облегчается тем, что каждая из противоборствующих тенденций, из полемических побуждений, утверждает свою универсальность. В процессе похожей историко-научной канонизации сами тексты трансформируются, поскольку в литературе вчерашнего дня они существовали как весомая часть ансамбля, элемент механизма, а теперь делаются очень представляющими эпоху.

Однако наступает новый исторический этап культуры, и ученые поколений раскрывают абсолютно новое лицо, казалось бы, давно исследованных текстов, изумляясь заранее слепоте своих предшественников и не задумываясь о том, что же скажут о них самих последующие литературоведы. Между тем эта поразительная и большая способность художественных текстов отдавать материал для все абсолютно новых открытий должна была бы привлечь внимание, поскольку в ней проявляются некоторые существенные линии организации настоящей литературы как синхронного механизма.

1973
Предыдущая страница   -    Страница: 14 из 14

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы