Новости издательства:

Морис Метерлинк


«Принцесса Мален» - первое значительное достижение символического театра Метерлинка. Вскоре после этой драмы были написаны две одноактные пьесы «Непрошеная» и «Слепые» (1890), которые утвердили славу драматурга нового направления. Действие в них сведена к процессу ожидания. Не случайно критики назвали их «драмами ожидания» - настолько точно они соответствовали программным требованиям теории «статического театра». В обеих пьесах «непрошенной гостьей» становится Смерть - одна из трансформаций неотвратимой судьбы в театре Метерлинка.
Мотив пассивного, «слепого» ожидания, где «слепота» оказывается символом самосознания человечества, звучит в пьесе «Слепые», которая вызывает отдаленные ассоциации с известной картиной П. Брейгеля. Несколько слепых старых мужчин и женщин, образовав полукруг, сидят в лесу и ждут своего предводителя, старого полуслепого священника, который вывел их из приюта на прогулку и пошел, чтобы принести хлеба и воды. Он долго не возвращается, и они не знают, что с ним произошло. В слепых прибегает собака из приюта, который приводит их к месту, где, застыв неподвижно сидит мертвый священник. Слышен шум шагов. Ребенок одной из слепых женщин, которая спала у нее на коленях, просыпается с плачем. Мальчика поднимают над головами, чтобы он увидел, чьи это шаги слышны рядом. Голос ребенка срывается на крик. Слепые просят о милосердии, но им никто не отвечает.
В «Слепых», как и в «непрошенных», высказанный пессимистический взгляд на человечество и которое блуждал в поисках высшей цели, будто толпа слепых мужчин и женщин в ночном лесу, и никого не находит кроме смерти, которая подстерегает всех и каждого.
Этот же мотив варьируется и в следующих символистских пьесах Метерлинка - «Смерть Тинтажиля» «Алладина и Паломид», «Там, внутри», объединенных под общим названием «Маленькие драмы для марионеток» (1894), Идея актера куклы , актера-марионетки указывает на символистскую природу театра Метерлинка. Через наглядную метафору демонстрируется, что человек - лишь послушное орудие в руках судьбы.
Постепенно взгляды писателя на мир, на человека, его роль и положение в обществе меняются. В произведениях Метерлинка появляются новые образы и темы и в одной из его маленьких драм «Смерть Тинтажиля» (1894) ведущей, как и раньше, тема неминуемой смерти, но наряду с ней присутствует и другая - тема любви. Игрень любит своего брата Тинтажиля и не боится поединка со смертью, которую олицетворяет старая королева со страшным лицом. Любовь Игрень активная, ее сила заставляет Смерть первого раза отступить. В пьесах бельгийского драматурга часто возникает символический образ тяжелых железных дверей, которые создают препятствие и угрозу для человека. Люди в пьесах Метерлинка размещаются по сей или другую сторону двери - одни снаружи, другие - «там, внутри», в привычном уюте или в темнице. В пьесе «Там, внутри» двери разделяют мирное счастливую семью и старика, который несет весть о страшном несчастье. За «железной дверью» закатовують маленького Тинтажиля. Пьеса «Пелеас и Мелисанда» начинается с криков: «Откройте дверь! Откройте дверь! ». Тиль-тиль в «Синей птицы» вопреки страхам решительно открывает двери во дворце Ночи.

Предыдущая страница   -    Страница: 2 из 4    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы