Новости издательства:

Бронзовый век русской поэзии


В свое время похожую речевую прививку поэтическому языку сделал Маяковский. Советская поэзия, разумеется, подхватила только то, что пользовалось политическим спросом: революционный словарь, идеологию и декламацию. Сатуновский же по-настоящему развил речевые достоинства Маяковского, отказавшись в первую очередь от декламации, от громыхающего пафоса — "будетлянского" и тем более коммунистического. Поэзия, конечно, не избавилась от субъекта, как того хотелось Гомрингеру. Есть и пафос: лирический, саркастический, любых оттенков. Но этот пафос стал частным, человеческим делом, а не божественным пророчеством символистского творца-демиурга или научно выверенным, а потому обязательным к исполнению предсказанием поэта-"будетлянина". Конкретная поэзия не стремится переделать мир. Более того, творимый ею самой художественный мир остается открытым навстречу миру внешнему, признавая над собой его законы. Что это значит? Это значит, что субъект поэзии действительно изменился. Поэт предпочитает не "творить", а наблюдать, не учить, а учиться. Он не стремится изрекать "вечные истины", он стремится к разговору на равных, к диалогу. Поэтому о постмодернистском художественном сознании можно говорить как о диалогическом в противовес модернистскому монологизму.

Маяковский и футуризм имеют для конкретизма значение прежде всего языковое. А в общеэстетическом плане здесь нельзя не вспомнить Вас. Розанова, которого наряду с обэриутами (как это на первый взгляд ни парадоксально) причисляют к предшественникам отечественного постмодернизма. Он, похоже, действительно первым нарушил тотальную монологичность модернистской культуры, расшатал своими "Опавшими листьями" и "Уединенным" устойчивый централизм современной ему литературы, усомнившись в безграничных правах автора, включив его (то есть себя) в непрерывный диалог по поводу формирования высказывания. Сатуновский, кстати говоря (пожалуй, единственный из новых авторов), имеет пересечения с Розановым даже на уровне поэтики: его стихи-реплики часто так же фрагментарны, спонтанны, открыты в контекст.

Обэриуты возникли, конечно, не из Розанова — из Хлебникова, полностью подготовившего для них языковую почву. Но продолжили они в каком-то смысле именно Розанова, окончательно разрушив централизованные художественные структуры. Обэриуты сделали игру самодостаточной, лишив высказывание привычной монологичной определенности, прямого пафоса. Автор-творец, его структурирующая воля полностью исчезают в расплавленном до первозданно-хаотического состояния (после Хлебникова) языке, в котором поэзия кристаллизуется действительно как бы сама по себе, стихийно, "дико", не "литературно". Обретение поэзией качеств первородства, "реальности", предметности, стало главной целью обэриутов2, а потом конкретистов.

Языковым выражением подобных устремлений чаще всего становится примитивистская поэтика, основанная на речевом гротеске. Гротеск может возникать либо на лексико-семантическом уровне ("поэтика ляпсуса и оговорки", по определению Р. Якобсона), — так у Хлебникова, Хармса, Введенского, из послевоенной поэзии — у С. Красовицкого, В. Казакова, Э. Лимонова, либо на стилистическом, когда гротескно сталкиваются, пародируются элементы разнородных стилистик — так у Н. Олейникова, отчасти Н. Заболоцкого, потом у Е. Кропивницкого, И. Холина, Г. Сапгира, М. Соковнина, А. Сергеева, ленинградцев В. Гаврильчика, В. Уфлянда, О. Григорьева, еще позже — у тех, кого называют концептуалистами. Как видим на примере Хлебникова, сам по себе гротеск еще не отменяет лирической монологичности, хотя, конечно, расшатывает ее (вспомним, как сильны игровые элементы в поэтической системе "Председателя земшара"). И все же гротеск не случайно получает такое широкое распространение. В контексте постмодернистского искусства он приобретает особый статус.

Предыдущая страница   -    Страница: 6 из 17    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  




Опросы издательства:

Много ли вы читаете книги?

Несколько часов в день
Пару раз в неделю
Не чаще 1-2х раз в месяц
Очень редко
Вообще не читаю



Другие опросы