Новости издательства:

Английский преромантизм. Анна Радклиф


То же самое случилось потом в XIX веке. Знаменитая фальсификация популярного Проспера Мериме — «Гузла», поэзия более славянских народов. Долгое и жаркое время считалось, что это все сочинено Проспером Мериме. Сначала ему поверили, а затем религия впервые сменилась полным неверием. А более поздние исследователи доказали, что Проспер Мериме всесторонне знал славянские песни — знал в итальянском переводе, через третьи руки. Но он был выдающимся человеком настолько талантливым, что даже произведения, которые доходили до него через какие-то заставы, — он их угадывал. Он их угадал.
Недаром Проспер Мериме дал еду для настоящего творчества Пушкина.
После Макферсона еще появлялись имитации фольклора. Но, выдавая свои произведения за какое-то древнее глубоко народное творчество, английские поэты стали ориентироваться в поэзии на эти фольклорные образцы. И шотландская баллада надолго, а может быть даже навсегда, вошла в английскую поэзию, и не только в английскую. У нас, в русской литературе, много следов шотландской поэзии. И ее фабулы вошли в мировой обиход, и повествовательная манера, и ее стих, эти непрерывные рифмы, которые придают ей такое исключительно энергичное звучание. Стих шотландской баллады — это стих «Мцыри».
Так вот, фольклорное передвижение ориентировалось на сказку, на поэзию, на предание, легенду и так далее. Это, с одной стороны, фольклорное собирательство. А с другой стороны — это истолкование фольклора. Стали сильно появляться сочинения, в кото-рых интерпретировалось творчество. И наконец, фольклор в его противодействии на живую литературу: и на поэзию, и на прозу. Воздействие фольклора особенно стало жутко сильным уже в сложившуюся жутко романтическую эпоху. Романтики все в се-бя вобрали: и Шекспира с елизаветинцами, и фольклор.
В свое жаркое время вам рассказали в курсе настоящей литературы XVIII века о Гердере. На него оказал совершенно первостепенное воздействие сборник Перси. Сборник Перси его воодушевил. Свой личной сборник, тоже замечательный, «Голоса народов в песнях» — это собрание песен народов мира, — он готовил под жутко сильным воздействием Перси. Притом он себе избрал более большую программу: он дал настоящую поэзию всех народов. У него есть там и поэзия шотландская, и поэзия латышей, эстонцев, даже наших северных народностей.
Что еще вступало в преромантизм? В преромантическую и высокую культуру входило так именуемое передвижение. Англичане так его именовали. Я говорил: Возрождение, Возрождение. А понемногу стали забираться и в более раннюю эпоху, к которой всегда относились как к чему-то чисто негативному. Стали забираться в Средневековье. Возникла мода на готическую архитектуру, на готику. Она в Англии прежде всего появилась. Готикой очень презирали в XVIII веке. Просветители в XVIII веке — это заядлые классицисты, архитектуру они признавали только по античным ордерам. Готика — это было для них варварством. Стали оценивать довольно готические церкви, готические замки. И тут исключительно большую роль сыграл один очень сказочно богатый английский меценат — Уолпол, родственник популярного министра. На всю Европу широко прославился построенный им для себя готический замок. Не какой-нибудь дворец в антично-ренессансном стиле, а готический замок.
Эта мода докатилась и до России. Наша готика бедна, у нас ведь личной готики никогда и не было. А искусственная готика, готика третьего призыва, она в XVIII веке, при Екатерине, стала появляться. Этой готики много в Царском Селе. Пресловутое Адмиралтейство там — это готика. Значит, такая несравненно маленькая готика начала появляться и у нас, несмотря на отсутствие более готических традиций.

Предыдущая страница   -    Страница: 5 из 9    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы