ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Бальзак и Человеческой комедии
Создатель: Наум БерковскийЯ говорил о том, почему этот гигантский цикл Бальзака носит более название «Человеческой комедии», притом что в целом этот цикл состоит из трагических историй. Это невероятной истории большей частью о погибших жизнях, о погибших мечтах (один из самых общеизвестных романов так и называется — «Утраченные иллюзии»). Так вот, мечтания погибают, люди погибают — у всех такие утраченные судьбы, а все вместе именуется комедией». Я бы сказал так: это грандиозная комедия, состоящая из многих трагедий. И комедийны, по Бальзаку, первоосновы подлинной жизни всех этих людей.
По первоосновам получается комедия. Первоосновы, по которым люди в конце концов не оказываются хозяевами личной работы, собственной деятельности, первоосновы, в силу которых материальные предпосылки значительно съедают людей и результаты их деятельности, — это и дает проистекающему в эпопее какой-то общий абсолютный смысл комедии.
Я уже говорил, что у Бальзака проистекает особенное, если хотите, комедийное смысла. А именно: материальные вещи редко приобретают душу, одушевленность, личность. А люди — овеществляются.
Я приведу вам один пример, по-моему чудесный. Вот как Бальзак описывает своего дедушки Гранде. Бальзак много раз перерабатывал этот роман и вносил в каждое абсолютно новое издание очень жутко любопытные поправки. Вот вслушивайтесь, какие существенной поправки вносились.
В издании 1834 года к моменту кончины Гранде его баснословное состояние доходило до двадцати миллионов. В издании 1839 года Бальзак вдруг неуклонно понижает цифру состояния. И оказывается, что Гранде оставил одиннадцать миллионов. В издании 1843 года он опять подымает баснословное состояние Гранде — до семнадцати миллионов.
Притом Бальзак очень истинно подсчитывает, указывает вам, откуда эти миллионы. Он точно указывает, сколько десятин земли было занято у Гранде под виноградники, сколько каждый виноградник ему отдавал, сколько получалось бочек вина, сколько сена было снято с лугов, какие тополя были дедушкой Гранде.
Так вот: двадцать миллионов, одиннадцать миллионов, семнадцать миллионов.
Что ж вы думаете, это абсолютно случайные цифры у Бальзака? Бальзак очень взвешивал эти цифры, очень их примерял. Вот в чем дело: для Бальзака эти цифры и были вылитым портретом старика Гранде. Вот живописец пишет портрет и добивается уже максимального сходства. И сходство требует: там прибавить лба, там убавить носа — тогда аналогично будет. Бальзак все эти астрономической цифры дает для максимального подобия, для того, чтобы по-лучился аналогичный портрет. Сначала он дал Гранде двадцать миллионов, а потом поразмыслил и решил: нет, что-то не похоже, давайте мы ему снизим. Одиннадцать миллионов — вот теперь подобие есть. Нет, одиннадцать миллионов слишком мало. Семнадцать миллионов. Вот теперь Гранде аналогичен.
Для Бальзака выдающегося человека выражают цифры. И именно цифры — это его портрет и есть. Для Бальзака человек — это то, что он имеет. Состав богатства, количество обладаний — это вылитый портрет человека.