ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Стихийная сила
1 Сей утилитарный характер первобытной поэзии очень хорошо почувствовал и в не одним упередив поздние наблюдения социологов-экономистов и историков культуры, хотя орудовал преимущественно самим филологическим материалом, Ницше в своей фрагменте «О начале поэзии» (Froehliche Wissenschaft, гл. 84, 1882), выступая против проповедников «инстинктивной нравственности человека»:
«В тех старых временах, что вызвали к жизни поэзию, имелась при том в виду пользу, даже очень большая польза, если к языку внедрялся ритм, ся сила, что новый порядок дает атомам предложения, велит подбирать слова, перекрашуе мысли и делает их более темными , чужишимы, дальнейшими. Вероятно, польза суеверна: за помощью ритма человеческая просьба должна быть глубже втовкмачена богам - после того как замечено было, что человек лучше держит в памяти стихотворение, чем не связанную язык; так же считали, что ритмическим текстом можно дать себя услышать на дальнейшие отдаления, и ритмов молитва, казалось, лучше доходило до слуха богов.
Прежде же хотели использовать ту стихийную силу, которую человек дизнае на себе, слушая музыки: ритм се принуждение, он вызывает непобедимую охоту ему уступать, к нему приладжуватись - не только шагом ноги, в самую душу идет такт; так, правдопобидно - выводили себе - идет он и по душе богов! Итак, ритмом люди и пытались их заставить и взять в свою власть. Они набрасывали на них поэзию как магический аркан.