ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Разница культурная и социальная
Ся бедность металлической техники, однако, не должна вызывать ложных представлений об очень низкое, «дикое» жизни вообще. Металл и позже еще долго был достаточно редким гостем среди «древлян культуры» Полесья, которая, однако, при этом не была уже примитивной. Земледелие стало распространяться еще во временах культурной общности индоевропейских племен, и уже перед славянским расселением оно стало основанием хозяйства и орудовали мерно высокими техническими средствами (не только сохой, но может и плугом, запряженной скотом). Был домашний скот и хозяйство молочное. Были разные способы обработки кожи, шерсти и ростинних продуктов. В жизни социальные уже господствовала патриархальная семья, - род уступал свое место родстве. В целом те культурно-социальные указания, которые мы имеем для праславянского жизни, перед расселением, соответствуют позднем родоплеменном бытовые, уже зерновой экономической и социальной дифференциацией 2.
Примитивный тотемизм и коммунизм мог тогда уже существовать только в пережитках, которые кое слидни и потом, а как реальные, доминирующие формы социального строя были они уже и тогда давно перейдены. Поэтому ошибкой против исторической перспективы было, когда некоторые исследователи (как М. Ковалевский, а у нас Ф. Вовк), принимая ритуальные пережитки за реальные формы жизни, допускали существование в украинских племен, даже в киевской эпохе, сексуальной сумишки, вполне реальной умичкы девушек и т. д. Все это и тогда, несомненно, существовало только как обряд, а как реальные формы жизни прошло задолго перед расселением 1.