Новости издательства:

Английский преромантизм. Анна Радклиф


Она пересекает покои замка, где наблюдает вещи, очень ее смущающие. В одном из покоев оказалось нечто более чем некрасивое. Она вся содрогнулась, увидев это. И Радклиф очень длинно от нас таит, что она увидала. Мы потом, в конце романа, узнаем, что это была очень восковая фигура, восковое совершенно мертвого тела, но в язвах, разложении. Воск.
Радклиф обожает в конце своих романов отдавать очень неимоверно простые разъяснения. Всяким ужасам, которые вас томят, в конце бурного романа дается очень рациональное пояснение. Но это не важно. Не надо на них обращать внимание. Хотя они, конечно, портят роман, эти концовки. Но она тоже была действительно просветительская дама. Несмотря на то что она своим большим искусством создавала абсолютно новые области, тем не менее она часто оставалась про-светителем. А как просветитель мог допустить, что что-то остается необъясненным? Жить среди необъясненных вещей — позорно, постыдно да и беспокойно для просветителя. Радклиф вас из своего бурного романа отпускает, только дав пояснение всему, что проистекает.
Но важен был принцип, что в самой обыденной жизни, не театрализованной жизни, она удивительно умела находить мощный источник страшного. И оказывается, что некрасивое существует не только для забав, не только чтобы упражнялись чьи-то нервы. Страшное вступает в суть вещей.
В Англии намного позднее появляются два писателя, чрезвычайно талантливые, которые тоже выдумывают «страшные» романы.
Один из них — Льюис. Это конец XVIII — начало XIX века. Он был сказочно богатый человек, плантатор, владел гигантскими землями в Индии. И свой роман он сочинял на пути в Индию, на корабле. Это был совершенно замечательный человек, очень свободомыслящий. Достаточно о нем говорить, что он был недалёким приятелем Байрона. Байрон его очень обожал, любил встречи и разговоры с Льюисом.
Льюис — автор романа, на мой взор одного из самых замечательных в мировой литературе. «Монах» именуется этот роман. Это бурный роман великой крайне напряженной фабуль-ности, очень драматичный по формам роман. И это одна из вер-шин некрасивого жанра.
«Монах» Льюиса — это тот роман, по рисунку которого написаны «Эликсиры дьявола» Гофмана. Гофман прибегает к такому приему. Его героиня на столе обретает приоткрытую книжку. Она ее читает. Это «Монах» Льюиса. И она начинает изумляться, до чего аналогична невероятная история героя Льюиса на ее собственную жизнь. (Этот прием надо сравнить с пушкинским:
Читатель ждет уж рифмы: роза, На вот, возьми ее скорей.
Гофман идет навстречу читателю, чтобы читатель не обвинил его в банальности.)

Предыдущая страница   -    Страница: 8 из 9    -   Следующая страница

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы