
ВЫБОР РЕДАКЦИИ:
Обсерваторы примитивной жизни
В связи с показанными социальными и бытовыми обстоятельствами си первые категории словесного искусства в их начальных, завьязкових (эмбриональных) формах живут, развиваются и дифференцируются параллельно с прогрессом в дифференциации самой жизни. С одной стороны, обрядовая и рабочая коллективная песня, которая в своих началах имеет более моторичний (волевых), чем эмоциональный (чувственный) характер. С другой - рассказ о приключениях, ловчие особенно, свои и чужие, которые с начала еще не имеют в себе никакого элемента целесообразности, ничего не обьясняють, ничего не доказывают.
Только впоследствии из первого источника развиваются начале поэзии лирической и эпической, уже не столько коллективной, сколько индивидуальной. С другой источника идут начала рассказа, объясняющие различные феномены жизни, сказки о приключениях и о счастье. В них далее центральную роль играют зверята или люди-звери, которые наделяют человека различными волшебный способностями, сведениям, счастьем, богатством. Человек в сих рассказах основном играет роль пассивную, потому героем рассказа охотно становится ребенок, калека, чудак, недотепа и т. д.
Указанный развитие и дифференциация сих двух основных категорий словесного творчества происходит отчасти в зависимости от роста и совершенствования своей техники, отчасти под влияниями роста и дифференциации социального окруження.