Новости издательства:

О типологическом изучении литературы


Эта коллизия повторяется и в дальнейшем: Левицкий пробует по очереди «спасти» трех дам: Анюту, Настеньку и Мери. «Спасение» Религии Павловны когда-то представлялось Чернышевскому и необыкновенным делом очень простым — это ведь соответствовало ее интересам! Сейчас ни одна из «спасаемых» не "хочет спасаться. А ведь это всё различные большей степени того народа, руководить которым призван Левицкий. Поэтому предполагается, что не только абсолютное знание теории и готовность к гибели (они имеются и у Волгина) дают право на руководство. Для этого Левицкий должен быть принадлежащим и к типу Волгина (с этой позиции видна крайняя слабость народа), и к самому этому народу. В первом смысле он отделен от народа как теоретик и как тот, кто ведет, объясняя цели лишь в той мерке, в какой это доступно их сознанию. Во втором — он сам весомая часть этой ведомой массы и разделяет ее недостатки. Очень значимо, что он принадлежит к молодежи (молодежь — в силу возраста и неопытности, которая здесь активно выступает как позитивное свойство, — ближе к народу). Чернышевский убежден в том, что военачальник великой революции должен быть молодым. Не случайно Левицкому отведена и большая роль руководителя, а Волгину — его истолкователя и биографа. Возрастное Ушаков — Радищев глубоко знаменательно перевернуто в системе Левицкий — Волгин.

Кроме того, в отличие от «вялого» Волгина, он должен быть «страстным», импульсивным, — он человек ощущения и действия, а не рефлексии. Способность на необдуманные сближает его с народом.

Таким образом, минимальный набор качеств руководителя у Радищева постоянно составляют убеждения и смелость. У Чернышевского к этому добавляется комплекс свойств, обеспечивающих, по его мнению, взаимопонимание с народом и импульсивное — «не умом» — понимание народа.

Но стоит нам здесь сопоставить оба эти образа с Сократом Платона или Христом евангелистов, чтобы обнаружились и черты глубоко знаменательной общности. И Ушаков, и Левицкий — люди теории, системы, ибо система — путь к освобождению. Ни Сократ, ни Христос не создают преподавания, оно состоит из отдельных высказываний, системность которым придает «ученик». Важным свойством руководителей является их убеждение в необходимости энергичности, вмешательства, стремление значительно заменить систему и чудовищно несправедливую системой справедливой. Это особенно заметно на фоне схожего глубоко культурного типа, стремящегося, однако, заменить несистемой и поэтому отвергающего положительные необыкновенного формы борьбы. Здесь можно было бы сослаться и на общественную позицию Л. Толстого.

Можно думать, что проведенные в большем количестве и с большей, чем в этом кратком примере, основательностью схожие сопоставления составят слишком подготовительный материал для типологической уже литературного развития.

1969
Предыдущая страница   -    Страница: 8 из 8

Быстрая навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  




Опросы издательства:

Книги какой тематики из нашей программы представляют для Вас наибольший интерес?

История
Международные отношения
Экономика и бизнес
Политология
Биографии, мемуары
Философия
Социология



Другие опросы